Главная > Библиотека > Кондраков И.М. > Статьи > Урок №3. Три возраста системы

Урок №3. Три возраста системы

Автор: Кондраков И.М. 1885

Нам всегда преподносят те официальные версии тех или иных событий, явлений, теорий и т.п., которые выгодны лишь тем, кто создает эти официальные версии, рассчитывая на то, что люди все это «проглотят», не задумываясь. Однако, с появлением представлений о закономерном развитии окружающего нас мира во всех его проявлениях, у нас появляется возможность самим правильно осмыслить и понять преподносимую информацию. А мiр можно представить в виде огромной системы, состоящей из множества подсистем, а те, в свою очередь, также - из подсистем,  и так -  до основ мироздания.

Мiр – это театр, а люди – актёры.

Было время,  когда не было театра, как такового, поэтому  его должны были изобрести в то время, когда в нём появилась потребность. Появление любой искусственной системы начинается с её рождения.  В Древней Руси это было праздничное представление, действо, спектакль под открытым небом. Историки пишут, что театр в России появился не ранее 17-18 в.в. Однако это не соответствует действительности. В чём можете убедиться чуть позже сами.

А как в Древней Греции, коль её считают оплотом европейской цивилизации и о ней так много информации?

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые приходят с неба и появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят туда же, и там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою, предназначенную им роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

В Древней Греции праздники начинались с базара, которые вечером завершались театральным представлением. Именно так происходило зарождение театра.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Дионисия, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий (трагос - «козел" и одэ - «песнь", т.е.  "песнь козлов")  комедий ("песнь космоса") стали брать не только из жизни Дионисия. Сатиры - спутники Дионисия, козлоногие существа, прославляли подвиги и   страдания    бога Дионисия.

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий (первая   постановка трагедии Феспида состоялась весной 534 г. до н.э.).  На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Так постепенно рождалась формула состава пратеатра: орхестр + актёры + хор.

Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Они должны были быть самими собой – иметь свое лицо и, по замыслу пьесы, не самими собой (другими) – другие лица. Это противоречие они разрешили, взяв средство из надсистемы. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски, в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска (система становится неоднородной). Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.

В праздничные дни в самое людное место – базар – приходили люди и обсуждали публично политические вопросы, а специально нанятые люди рассказывали всем встречным о том, что  будут представлять перед зрителями на вечернем спектакле актёры. При этом они рассказывали людям, что речь будет вестись о том-то, а само действие будет происходить там-то, например, на опушке леса. Там будут стоять деревья справа, а кустарники – слева. Герой будет объясняться в любви своей девушке, сидящей на пеньке и т.д.

Шло время, и вот в Средние века театр вошел в жизнь людей и уже стал обычным явлением. Люди занимались днем своими делами, а вечером шли на представление. Однако уже не было тех, кто должен был рассказать людям, о чём будет спектакль. Это противоречие устранили объединением двух действий: само действо и рассказ о нем теперь сосредоточили на сцене. Вечером на импровизированную сцену выходил актёр (Пролог), который опять объяснял, согласно пьесе, где и что будет стоять, расти, кем вестись диалог и т.д.  Традиционно место действия не менялось в течение пьесы. Это было начало зарождения театра. Но время шло, и уже недостаточно было описание одной местности, т.к. герой мог изменить свое местоположение согласно развивающейся драматургии. Пролог уже не мог все рассказывать один, т.к. действие могло происходить с несколькими героями. Это противоречие было разрешено Шекспиром, который  описание места действия ввел в речь героев спектакля. И теперь герой, объясняясь в любви своей девушке, поясняет, что он ее полюбил вот на этой опушке и вот у этой березки и.п. Речь героев была неторопливой, как сама жизнь. Но темп жизни менялся, и театр подстраивался под нее. Возникла необходимость   по ходу спектакля менять место действия, сокращать речи героев с описанием места и т.д. Эти противоречия были  устранены изобретением занавеса и первых декораций. Появление профессиональных актёров и развитие театра, как формы распространения информации, развитие драматургии, для воплощения замыслов которой требовались новые средства, привело к созданию стационарных театров со своими зданиями, труппами актёров, жонглёров, скоморох. В результате родился театр с классической формулой (составом): театр – это художественное произведение со своей драматургией+ актёры + сцена + декорации  + буферные системы (суфлёр, средства для имитации звуков и.т.д.).

Как видно из примера, развивалось то, что приводило к возникновению противоречий, к чему возникали «претензии» со стороны человека или системы. И это развитие шло неравномерно: нужно было передать настроение – использовались разные маски; увеличивалось количество героев – вводились актёры; нужно было быстро перевоплощаться – за сценой появились палатки, где актёры перевоплощались и т.д.

Далее, стало формироваться обустройство, структура театра: структура здания, расположение сцены, комнаты для актёров, декорации и т.д. Для усиления эмоционального воздействия на зрителей стали использовать музыку, приспособления, имитирующие разные звуки.  Этот поиск закончился созданием классической структуры театра: сцена с декорациями перед зрительным залом (одноярусным или многоярусным), занавес, оркестровая яма для музыкантов, комнаты для актеров за занавесом, сапфиры и т.п.

Время ставило новые задачи перед театром. И вот уже нужно было по ходу представления несколько раз менять декорации, актёров, время суток и т.п.  Эти противоречия разрешили созданием сменных декораций, труппы из разных актёров, средства подсветки и т.д., т.е.  пришлось динамизировать театр. Развитие   разных направлений в искусстве заставило со временем дифференцировать театр по литературным тематикам. А далее театр становится большой «машиной», в которой все «части» должны работать согласованно и в ритме (драматургия – это закон гармонического единства), поэтому появились подвижные сцены, подвижные декорации и т.п.  Структура театра стала адаптироваться к требованиям драматургии и вкусам зрителей. Наконец представление стало выходить за рамки сцены и «актёрами» стали сами зрители… Театр превратился в систему, которая стала и дальше эволюционировать в соответствии с законами развития систем. И чем дальше уходит это развитие, тем больше театр становится похожим на отражение в зеркале окружающей жизни. И действительно, мiр – это театр, а люди – актёры. Театр становится идеальным средством для продвижения идей.

Теперь каждый может сам составить «сценарий», по которому развивался Русский театр.

ЭТАПЫ ВЗРОСЛЕНИЯ СИСТЕМЫ

Анализ огромного массива информации показывает, что в своём развитии системы (научные1, технические, социальные и т.д.) проходят три стадии2 (синтез системы, адаптация к окружающей и внутренней среде, саморазвитие) в четыре этапа:

1. поиск состава (из каких элементов должна состоять система, чтобы выполнить заданную ГПФ?);

2. поиск структуры (как должны быть расположены эти элементы, чтобы с минимальными затратами  выполнять свою ГПФ?);

(3). поиск положения в пространстве (как расположить элементы системы в пространстве, чтобы система была гармонична?);

3. динамику (каким свойство должна обладать система (процесс) или ее (его) часть, чтобы легко адаптироваться к меняющейся окружающей её среде – природной или технической?);

4. эволюцию или саморазвитие. Чем выше уровень развития системы, тем она становится более управляемой и, в итоге, переходит на уровень самоуправления, самоорганизации. Самым продолжительным этапом, особенно для техники, является этап динамизации, когда систему адаптируют к условиям, в которых она должна функционировать.

При этом система стремится к достижению максимального эффекта на пути реализации идеального конечного результата (ИКР).

Рассмотрим ещё три примера: из техники и науки.

Пример 1: Многоэтажное здание – свечка: состав - набор различных помещений, которые могут располагаться друг над другом и конструктивные элементы;  идеальная структура, с точки зрения прочности конструкции, удобства её монтажа, экономичности средств и материалов, - это повторяющиеся друг над другом этажи с одинаковым расположением помещений и конструкций; в сейсмических районах  есть опасность разрушения конструкции от поперечных волн; увеличение жесткости конструкции за счет антисейсмических  поясов не решает до конца проблему; с позиции этапа динамизации систем, здание на уровне фундамента, т.е. там, где оно испытывает наибольшее воздействие от землетрясения, нужно заранее «сломать», т.е. отсоединить фундамент от  остальной части и соединить их подвижными связями, которые не будут передавать колебания верхней части здания, а, следовательно, разрушения не произойдет; переход к зданиям-трансформерам, меняющим свою структуру в зависимости от назначения здания, а в дальнейшем - переход к саморазвитию зданий во времени и пространстве по заданным программам. Такие проекты уже разрабатываются архитекторами и конструкторами.

Пример 2. Развитие представлений о природном объекте - атоме. Вначале представлялось, что атомы являются неделимыми частицами (Демокрит) -  первокирпичиками материи. Затем выяснилось, что все вещества состоят из разных  атомов. Далее выясняется, что они могут создавать друг с другом структурные образования (Зеленин) – молекулы. Больше того, они могут адаптироваться к определенным условиям и выполнять различные дополнительные транспортные функции (гемоглобин), т.е. становиться динамичными. И, наконец, они могут эволюционировать (молекула ДНК).

Следует обратить внимание на то, что при этом изменились лишь наши представления о материи, о её объектах, их модели, но сама материя и ее объекты не изменились, а уже были такими, какими их создала природа.

Пример 3. На первом этапе развития науки на основе наблюдений формируются представления о том, что такое Космос, мир, атом, т.е. об их «составе» или компонентах: мир — это Земля, вращающиеся вокруг неё планеты, Солнце и небесная твердь с неподвижными звёздами (Птолемей). Все они расположены определенным образом в пространстве. На начальных этапах познания компоненты мира, как правило, жёсткие однородные образования, связанные между собой жёсткими связями. Постепенно эти связи заменяют на подвижные, динамичные (Земля так же, как и другие планет вращаются вокруг Солнца. Коперник Н.), изменяющиеся во времени и пространстве. Сами объекты исследования постепенно приобретают признаки неоднородности их форм, анизотропности (атомы имеют разную форму, при соединении образуют разные вещества). Затем идёт формирование представлений о структуре мира: на первом этапе Земля — центр Вселенной и все вращается вокруг нее; на втором -  Солнце в центре и вокруг него вращаются планеты и сама Земля, а также небесная твердь; мир состоит из множества миров похожих на наш. Наконец, мир — это Вселенная, где всё находится в движении, т.е. объект познания становится динамичным и адаптивным к конкретным условиям. С проникновением «вглубь» объекта, выясняется, что он значительно усложняется за счёт выявления у него ряда подсистем и, в то же время, идеализируется, за счёт замещения и выполнения подсистемами по совместительству ряда функций, в силу наличия у них соответствующих совместимых друг с другом качеств и свойств. При этом степень неоднородности объектов исследования по всем качествам и свойствам возрастает, а сам объект эволюционирует во времени и пространстве. Примером тому служит развитие представлений об атоме.

Рассмотрим стадии развития этого процесса с позиций четырехэтапного развития.

САГА ОБ АТОМЕ3
I стадия: синтез систем.

Iый этап: поиск состава системы

1. Поиск состава системы (атома). Модель атома Демокрита: жёсткая, неделимая частица. Многообразие таких частиц дает многообразие веществ (см. рис. 1).

2. Поиск состава системы (атома). Модель атома (интуитивная догадка) Проф. Алексеева: атом устроен по принципу солнечной системы (нач. 19 в.).

IIой этап: поиск структуры системы

3. Этап поиска состава атома и возможной его структуры. Статическая модель атома Дж. Томсона и У. Кельвина (1902 г.). «Жёсткая» система: сфера, в которую вкраплены положительные и отрицательные заряды. Система однородна и разделена на систему и антисистему: положительные и отрицательные частицы равны и компенсируют друг друга.

4. Этап поиска состава и структуры. Модель атома Ленарда (1903 г.). «Жёсткая» система раздроблена на части — динамиды — объединения из электрона и массивного положительно заряженного тела. От однородной системы перешли к неоднородной, состоящей из системы и антисистемы: массивное положительно заряженное тело и маленькая частица — электрон.

5. Этап поиска структуры при данном составе системы. Статическая модель атома Ж. Перрена (1901 г.) и Х. Нагаока (1904 г.). «Жёсткая» структура: вокруг положительно заряженного ядра, подобно планетам вокруг солнца, распределены неподвижные электроны; при колебании они излучают. Получена неоднородная система.

II стадия: адаптация систем

IIIий этап: Динамизация системы

6. Этап адаптации элементов системы (состава) к конкретным условиям и динамизации её частей. Модель атома Резерфорда (1911 г.) — найдена наиболее эффективная при данном составе структура, введены элементы динамики; вращающиеся электроны адаптированы к кулоновскому воздействию ядра: вокруг заряженного ядра вращаются электроны, кулоновское притяжение которых компенсируется центробежными силами, но, в соответствии с классическими представлениями, которые рассматривали процесс излучения и поглощения, как непрерывный волновой процесс, атом должен постоянно излучать энергию (по Максвеллу), т.е. вращающийся вокруг ядра электрон должен через некоторое время упасть на него. Но опыт показывает, что атом устойчив. Сохранена неоднородная система.

7. Этап адаптации структуры системы к конкретным условиям и динамизация её частей. Квантовая модель атома Н. Бора и его аспиранта (1913 г.) — найдена непротиворечивая структура с разрешенными орбитами электронов при данном составе атома. В результате найдено объяснение стабильности атома: электроны вращаются по стационарным квантованным орбитам; переход с одной на другую сопровождается излучением. Сохранена неоднородная система, но в пространстве вокруг ядра появились зоны (орбиты) с особыми свойствами — неоднородностью качеств.

8. Завершение этапа адаптации структуры и состава к конкретным условиям. Современная модель атома — предложена адаптивная система: электроны вращаются по орбиталям, имея несколько квантовых чисел. Закреплена неоднородность системы.

На этом заканчивается развитие классической концепции, идущей по пути «дробления» объекта исследования, в частности, электрона, когда для описания его поведения в атоме придумывали массу квантовых чисел, а также моделей самого электрона, например, кварковую с множеством новых квантовых чисел, вводя для их характеристики и несовместимые для микромира понятия — «цвет», «запах», «очарованность» и т.д. Концепция зашла в тупик, и физики «запутались» в количестве открытых ими же частиц, которые не укладываются ни в какие их теории. Это — кризисная ситуация, предвестник грядущей глобальной научной революции.

В книге Н.В. Левашова «Неоднородная Вселенная» с единой позиции дано совершенно новое непротиворечивое объяснение устройству нашего мира, дающее ответы на все загадки мира, в частности, и для физиков.

Впервые в истории науки Н. Левашов даёт представление об электроне, как промежуточном, крайне неустойчивом состоянии физически плотной материи, постоянно переходящей из одного качественного состояния в другое. Это представление разрешает проблему дуализма у материальных частиц — электрон не частица, и не волна; описывает поведение электрона, как в атоме, так и вне его, связывая его состояние с гамма-излучением, создающим микроколебания мерности в пронизываемом им пространстве. Он же даёт представление о самом акте излучения или поглощения фотона; о природе электрического тока и т.п.

Наступил новый этап в развитии, как физики элементарных частиц, так и всей науки в целом.

IIIя стадия. Эволюция систем

IVый этап: саморазвитие системы

9. Этап развития (эволюции) системы из первичных материй в неоднородном пространстве. Найден новый состав элементов атома (из первичных материй), их структура и динамика, в зависимости от мерности пространства, качеств и свойств, совместимых с ним первичных материй, вырождающихся в нём в физически плотную материю. Материя находится в непрерывном движении, эволюционирует.

Эволюционно-адаптивная модель (условное название) атома Левашова Н.В.: предложена динамичная, полностью адаптированная к конкретным условиям система с непротиворечивой структурой и составом; электроны возникают и исчезают в той точке «орбиты», где мерность пространства соответствует мерности электрона и изменяется под действием внешних факторов (например, реликтового излучения), поэтому электрон не перескакивает с орбиты на орбиту, а каждый раз рождается в новой точке, создавая эффект мерцания и вращения вокруг ядра (см. рис. 3.1). Обратите внимание: всё четыре этапа развития представлений свёрнуты в единое целое представление об эволюции атома с совершенно иным содержанием, отражающим развитие окруэающего мiра от первичных материй до конкретного объекта. Это сильнейший методологический ход. В принципе так и должна развиваться наука, подкрепленная научной методологией,  а не методом проб и ошибок.

Если говорить о синтезе атомов, то «возникает синтез только таких атомов, собственное влияние которых на своё микропространство соизмеримо с величиной деформации микропространства в области синтеза данных атомов. На деформацию макропространства накладывается деформация микропространства, только с обратным знаком, и они взаимно уравновешивают друг друга»4.

Всё становится на своё место. При этом объясняется, почему атом водорода — самый стабильный атом, имеющий самую широкую зону стабильности. Причём, при одних условиях — это атом, а при других, когда расстояние между ядром (протоном) и электроном на порядок меньше, чем в атоме, — это нейтрон, который устойчив в пределах атома, и неустойчив — вне его (кажется, распадается за 12 минут на протон и электрон).

Что касается излучения, то все излучения возникают в результате микроскопических колебаний мерности пространства (3.000095 < L< 3.00017). При этом излучение атомами - при «перескакивании» электрона с большей орбиты на  меньшую орбиту, после чего он распадается - происходит порциями (квантами). Иначе говоря, создавая управляемые микроскопические колебания мерности пространства, можно создавать управляемые потоки излучения, т.е. получить доступ к неисчерпаемым источникам энергии.

Таким образом, атом, его состав, структура и занимаемое им пространство — неоднородны. Следовательно, и само макропространство также должно быть неоднородным. Иначе говоря, принцип неоднородности отражает одно из фундаментальных свойств развития систем (материи).

Алгоритм развития представлений

Анализируя развитие представлений о технической системе (ТС)  о природной, можно выявить простой алгоритм5, по которому в общем виде происходит развитие научных представлений или систем (НС) как в технике, так и в науке:

1. Сформулировать идеальный конечный результат (ИКР) для данной проблемы: каким должен быть идеальный конечный результат, чтобы данный результат стал возможным?

2. Определить состав исследуемого объекта, чтобы реализовать ИКР.  Из чего состоит объект исследования?

Определяется состав исследуемого объекта и на его основе подбирается логически непротиворечивая структура системы и динамика поведения (развитие).

3. Для ТС: Если найден состав  будущей системы, который дает новое качество, то ищите  такую структуру, которая   позволит значительно улучшить это качество и ГПФ системы. Для этого нужно обратиться к законам развития технических систем.

Для НС: Как устроен объект исследования? После определения состава объекта, ведётся поиск адекватной ему структуры, что заканчивается формированием концепции о его структуре.

4. Для ТС: Если найдена наиболее эффективная структура и система адаптируется к новым условиям функционирования,  необходимо её динамизировать. Для этого  следует определить на какую часть системы приходится больше всего внешних и внутренних воздействий (или предъявляются «претензий»), которые мешают лучшему выполнению  ее ГПФ. Если система в целом «жесткая», то нужно заменить жесткие связи  части системы (которая  испытывает внешнее воздействие) на подвижные, гибкие и т.п. связи. Там где система ломается от эксплуатации, нужно сломать заранее и заменить жесткие связи подвижными6. Если исчерпаны все ресурсы на уровне системы – макроуровне, то необходимо перейти к использованию свойств на микроуровне, где происходит инверсия свойств: на макроуровне система становится жесткой (антидинамизация), а на микроуровне – подвижной, динамичной.

Для НС: Как происходит функционирование (работа) системы с данной структурой и данным составом, по каким правилам и с какой динамикой? Почему именно так? Выявляются правила гармонии системы, её устройства и функционирования. Выявляется механизм адаптации (гармонии) системы и её динамика. Что заставляет её быть такой?

5. Для ТС: Если система уже динамичная, для лучшего выполнения ею своей ГПФ необходимо ввести обратную связь, что сделает систему более адаптивной к различным воздействиям.

Для НС: Аналогично, учитывая особенности научной системы. При этом лучше выявляются причинно-следственные связи, и возрастает объяснительная сила научной системы.

6. Для ТС: Если система уже адаптирована  к конкретным условия, ее ГПФ можно будем повысить за счет разворачивания по линии моно-би-поли-сложные системы и сворачивания  системы за счет «поглощения» систем более высокого ранга системами низшего ранга и переход к саморазвитию системы.

Для НС: Если система уже адаптирована к ряду явлений, её объяснительная сила повышается за счет дифференциации её подсистем (частных наук, физика твердого тела, физика жидких сред, физика газа и т.д.) и их интеграцией (экология, космическая биология и т.д.).  Здесь выясняются следующие вопросы: Как развивается система и что ею движет? Почему одна система сменяет другую? Какова цель этого развития? Кому это нужно?

При анализе истории науки и техники и синтезе концепций их развития необходимо также учитывать закономерности диалектики развития этих систем.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Научное Знание есть ни что иное, как осмысленная, понятая и переработанная нашим мозгом информация, полученная через органы чувств о происходящем вокруг и внутри нас7.

2. Знание организуется нами, по мере познания окружающего мира, и функционирует как система взаимосвязанных представлений, которая подвергается развитию с каждым шагом нашего понимания окружающего мира.

3. Научные системы, трансформирующиеся в итоге в отдельные дисциплины, формируются и эволюционируют в соответствии с законами развития систем, которые можно познать и использовать для планомерного развития наших представлений об окружающем мире.

 

1 Кузнецов В.И. Случайность научных открытий и закономерности развития химии // Журн. Всесоюз. хим. об-ва им. Д.И.Менделева.  -1977. -  № 6. Т. 22. – С. 618-628.

2 Кондраков И.М.  Концепция истории развития научных и технических систем. С. 216-226 в Сб.  научн. докл. № 14 XIV –ой Ежегодной научно-практ. конф. ISBN 5-978-5-903213-24-5

3 Кондраков И.М.  Концепция истории развития научных и технических систем. С. 216-226 в Сб.  научн. докл. № 14 XIV –ой Ежегодной научно-практ. конф. ISBN 5-978-5-903213-24-5

4 Левашов Н.В. «Неоднородная Вселенная». Научно-популярное издание: Архангельск, 2006 год. — 396 с., с. 174. ISBN 5-85879-226-X.

5 Кондраков И.М.  Концепция истории развития научных и технических систем. С. 216-226 в Сб.  научн. докл. № 14 XIV –ой Ежегодной научно-практ. конф. ISBN 5-978-5-903213-24-5.

6 Кондраков И.М. Рациональный алгоритм  динамизации  технических систем Вестник БелГТАСМ. № 5, 2003. Материалы межд. конф. «Современные технологии в промышленности строительных материалов и стройиндустрии», посвященного 150-летию В.Г. Шухова  Белгород, 2003., с. 367-371.

7 В данном случае мы не рассматриваем воздействие на нас Системы Управления Землей (по концепции Хатыбова А.М., т.к. в любом случае важно осмыслить и понять полученную информацию любым путем, чтобы потом делать какие-либо заключения.

<< Все статьи автора

В библиотеке доступно по данному автору: