Главная > Библиотека > Яковлев А.B. > Статьи > Заметки к статье В.А.Чудинова “О камнях домонгольской Руси”

Заметки к статье В.А.Чудинова “О камнях домонгольской Руси”

Автор: Яковлев А.B. 2310

После того, как прочитал эту статью Валерия Алексеевича, сразу восстановились в памяти подобные намогильные плиты, которые уже видел в одном из соборов Великого Новгорода. В своем фотоархиве нашел фотографии, которые сделал 3 года назад (2012) в СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (1117-1119гг).

Кстати, в статье приводятся фотографии из "Можа́йского Луже́цкого Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтова мужско́го монасты́ря". В обоих случаях (возможно и случайно) есть привязка к Рождеству Богородицы.

Итак, сравним материалы из статьи:

А вот фотографии 2-х намогильных плит из Великого Новгорода:

И хотя поверхности новгородских плит существенно повреждены, обращает на себя внимание очень близкая идентичность узоров, центрального рисунка и общего оформления.

А вот сравнение центрального рисунка на плитах, который по-видимому несет основную смысловую сакральную  информацию:

Материалы из статьи

Фотографии плит из Собора Рождества Богородицы (Великий Новгород)

А вот общий вид этих новгородских намогильных плит:

В своей статье Валерий Алексеевич, анализируя неявные надписи на намогильных плитах Лужецкого монастыря, не случайно указывает на то, что к ним имеют отношение именно ведические жрецы из Великого Новгорода. Привожу интересную цитату из этой статьи:

“На нижней фотографии, также внизу, я обращаю внимание на слова: МИМ МОСКВЫ ЯРА И 35 АРКОНЫ ЯРА. Поскольку под 35-й Арконой Яра понимался Великий Новгород, получается, что некоторые жрецы (мимы) сначала служили в Риме, а затем – в Великом Новгороде.”

Более того, Валерий Алексеевич, отмечает службу ведических жрецов сначала в Риме, а затем в Великом Новгороде. И в подтверждение этого есть очень интересные аналогии опять же связанные с новгородским СОБОРОМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ. Ведь его основателем, как и всего Антониева монастыря, на территории которого он находится, был никто иной, как Антоний Римлянин.

Вот материал о нем из Википедии:

Преподобный Анто́ний Ри́млянин (около 1067 — 3 августа 1147) — русский православный святой, основатель новгородского Антониева монастыря. Память совершается (даты по юлианскому календарю) 3 августа в день преставления, 17 января в день тезоименитства с преподобным Антонием Великим и в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял монашеский постриг. Проявлял усердие в изучении греческого языка, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Когда «князи» области, где находился монастырь, и «латиняне» начали гонения на православие, Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Минуя «тёплое море», Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн в 1119 году. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом основанного им монастыря. Он управлял обителью 16 лет, накануне кончины назначив своим преемником инока Андрея, которому приписывается авторство жития.

В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты; в настоящее время считаются утраченными.

Старообрядческая икона XVIII века

Научная интерпретация

Житие святого носит в значительной степени легендарный характер, но его деятельность подтверждается историческими источниками: новгородские летописи упоминают строительство монастырской церкви, поставление в игумены и смерть Антония. Сохранилась (в нескольких списках, самые ранние датируются XVI столетием) духовная грамота святого, частично включённая в текст жития. Тем не менее до середины XVI века римское происхождение Антония никак не упоминалось и не подчёркивалось. Возможно, предание о его путешествии из Рима в Новгород сложилось в эпоху, когда потеря Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь (конец XVI — начало XVII в.). Тогда же сложилась и окончательная редакция жития, в основе которой мог лежать текст, действительно принадлежащий ученику святого монаху Андрею.

Кроме того, в XII веке словом «римлянин» мог называться выходец не только из Рима, но и из других частей Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Рассказ о путешествии святого Антония на камне вошел в русский фольклор.

Причем нужно отметить, что в русском фольклоре история путешествия Антония по водам на камне одна из самых фантастических и таинственных. А там где много фантастики и таинственности зачастую скрываются более древние корни, связанные с русским ведизмом. Нам не раз уже приходилось убеждаться в том, что зачастую за христианскими святыми скрывались ведические жрецы и волхвы. Кстати, как указано в описании его жития, Антоний приплыл на камне и остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхов при селе Волховском.

И как-то подозрительно очень быстро открылся ему русский язык. (С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи). Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что Антоний не  только основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но и по-существу  и профинансировал его строительство, “истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке” (которую он в свою очередь когда-то бросил в море у италийских берегов).

Наконец, если даже взять за основу фантастического путешествия Антония научную интерпретацию из Википедии и согласиться с тем положением, что он начал свое путешествие  “из других частей Священной Римской империи, в том числе из германских земель”, то тогда вообще на передний план выступает Аркона (современный о.Рюген, герм.), как еще более сильный центр ведической цивилизации того времени. Так что будет совсем неудивительно, если когда-либо появятся подтверждения о причастности святого Антония к “откомандированному” из Рима, а затем из Арконы в Новгород ведическому жрецу или волхву.

Вот такая получается нерелигиозная и ненаучная интерпретация жития святого Антония Римлянина, навеянная статьей Валерия Алексеевича Чудинова.

В качестве резюме к рассматриваему материалу еще раз приведу цитату из статьи:

“Получается, что по воле случая до нас дошли в приличном состоянии артефакты тысячелетней давности, которые могли бы до нас донести исключительно важную информацию о жрецах храмов Мары Рюрика (а, возможно, и других храмов) Рима и Великого Новгорода. Это – бесценное историческое сокровище, достойное государственной защиты и создания специального музея”.

В.А. Чудинов “О камнях домонгольской Руси”

01.04.2015

Александр Яковлев

 

<< Все статьи автора

В библиотеке доступно по данному автору: